Анализ работы по рассмотрению обращений граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан за первое полугодие 2018 года


В следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан (далее – следственное управление) за первое полугодие 2018 года проведен анализ работы по рассмотрению обращений граждан

Всего в следственном управлении в первом полугодии 2018 года рассмотрено 1993 обращений, за аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 2350 обращений. Произошло снижение количества рассмотренных обращений, которое составило 17 %.

Одной из причин снижения количества рассмотренных обращений в сравнении с АППГ послужило уменьшение количества поступивших обращений, являющихся копиями предыдущих обращений (дубликаты).

Всего в первом полугодии 2018 года приобщено к ранее поступившему обращению (дубликат) – 129 (АППГ – 493).

Всего в следственном управлении в первом полугодии 2018 года по существу разрешено (без дубликатов) 1233 обращения или 61,9 % от общего числа рассмотренных (АППГ – 1100 или 46,8 %).

Большинство обращений, разрешенных по существу в следственном управлении, связано с обращениями по вопросам приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях – 506 (АППГ – 361), а также с обращениями по вопросам предварительного следствия – 496 (АППГ – 413).

Поступающие в следственное управление обращения рассматриваются в установленном законом порядке. В ходе рассмотрения обращений у заявителей отбираются объяснения. Доводы, изложенные в них, проверяются с изучением материалов уголовных дел и доследственных проверок.

Анализ разрешенных по существу обращений за первое полугодие 2018 года показал, что процент их удовлетворения снизился и составил 0,73 % (АППГ – 1,27 %). Из 1233 (АППГ – 1100) разрешенных по существу обращений, удовлетворены и признаны обоснованными – 9 (АППГ – 14) обращений.

По результатам разрешения, поступивших в следственное управление обращений: отклонено – 123 (АППГ – 119); дано разъяснений по существу (без дубликатов) – 1101 (АППГ – 967).

За анализируемый период в следственном управлении в порядке ст. 124 УПК РФ, разрешено 52 жалобы.

Рассмотрено жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных отделов при приёме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях – 29 или 55,8 % (АППГ – 19 или 52,8 %), на стадии предварительного следствия – 23 или 44,2 % (АППГ – 17 или 47,2 %).

Анализируя характер разрешенных в порядке ст. 124 УПК РФ обращений, следует отметить, что наибольшее их количество составляют жалобы на необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела – 20 (АППГ – 7), на привлечение в качестве обвиняемого – 2 (АППГ – 0), на другие действия (бездействие) и решения следователя, руководителя (заместителя) следственного органа – 44 (АППГ – 23).

В 2018 году сохранилась тенденция к поступлению обращений в Следственный комитет за защитой их прав и интересов  по вопросам, не относящимся к его компетенции.

Как правило, в таких случаях граждане, обращаясь в следственное управление, обжалуют решения, принятые должностными лицами органов внутренних дел и прокуратуры, просят возбудить уголовное дело по признакам преступления, отнесенного к подследственности иного следственного органа, выражают несогласие с действиями судебных приставов. Нередко в обращениях содержатся просьбы о проведении проверок по фактам нарушений федерального законодательства (при отсутствии оснований к проведению процессуальной проверки), принятии мер прокурорского реагирования и т.д. При этом заявители полагают, что следственные органы Следственного комитета наделены такими же надзорными функциями, что и прокурор.

В первом полугодии 2018 года на разрешение в органы прокуратуры направлено 203 обращения (АППГ – 216), в другие ведомства 401 (АППГ – 480), поскольку в них отсутствовали вопросы, разрешение которых относится к компетенции Следственного комитета.

в «Интернет-приемную» следственного управления поступают обращения граждан в форме электронного документа. Подача обращений посредством сети Интернет приобретает все большую популярность среди населения за счет своей доступности и простоты, а также существенно упрощает реализацию права на обращение в государственные органы, поскольку, таким образом, заявление можно подать в любое время суток, а также без дополнительных временных и финансовых затрат.

За отчетный период в «интернет-приемную» поступило 132 обращения (АППГ – 218).

На личном приеме в следственном управлении в первом полугодии 2018 года принято 1521 граждан, что на 26 % больше, чем за АППГ (1206), в том числе руководителями следственных органов – 378 (АППГ – 370), их заместителями 111 (АППГ – 124).

 В ходе личных приемов руководителем следственного управления принято 178 граждан (АППГ – 175).

Заместителями руководителя управления принято 53 гражданина. За аналогичный период прошлого года принято 43 гражданин. Рост составил более 23 %.