Анализ работы по рассмотрению обращений граждан в следственном управлении за первое полугодие 2017 года


Во исполнение п. 4 приказа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 № 17 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» проведен анализ работы по рассмотрению обращений граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан (далее – следственное управление) за первое полугодие 2017 года.

Всего в следственном управлении в первом полугодии  2017 года рассмотрено 2350  обращений, за аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 1736 обращений. Произошел рост количества рассмотренных обращений, который составил 14 %, что свидетельствует о сохранении тенденции увеличения количества рассмотренных обращений в следственных органах Следственного комитета.

При этом необходимо отметить, что существенное влияние на них оказывают распространенные в последние годы случаи обращений граждан по одним и тем же вопросам, а также направления одним заявителем множества жалоб однотипного содержания.

В анализируемый период на 17 % выросло число разрешенных по существу обращений. Так, по существу разрешено (без дубликатов) 1100     обращений, что составило 46,8 % числа рассмотренных  (АППГ – 933 или 53,7%).

Поступающие в следственное управление обращения рассматриваются в установленном законом порядке. В ходе рассмотрения обращений у заявителей отбираются объяснения. Доводы, изложенные в них, проверяются с изучением материалов уголовных дел и доследственных проверок.

Из числа разрешенных в следственном управлении в первом полугодии 2017 года обращений удовлетворено (без дубликатов) 14, что составляет            1,3  % (АППГ – 12  или 1,3 %). Отклонено (без дубликатов) 119 обращений, что составляет  11 % (АППГ – 140 или 15 %). Изложенное свидетельствует, что доля  отклоненных и удовлетворенных обращений, как и в предыдущие годы, остается стабильной.

 Рассмотрено 36 или 3,4 % (АППГ – 53 или 5,7 %) жалоб в порядке ст.124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных отделов при приёме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях – 19 или 52,8 % (АППГ - 32 или 60,4 %), на стадии предварительного следствия –  17 или 47,2 % (АППГ -  21 или 39,6%).

В 2017 году сохранилась тенденция к поступлению обращений в Следственный комитет за защитой их прав и интересов  по вопросам, не относящимся к его компетенции.

Как правило, в таких случаях граждане, обращаясь в следственное управление, обжалуют решения, принятые должностными лицами органов внутренних дел и прокуратуры, просят возбудить уголовное дело по признакам преступления, отнесенного к подследственности иного следственного органа, выражают несогласие с действиями судебных приставов. Нередко в обращениях содержатся просьбы о проведении проверок по фактам нарушений федерального законодательства (при отсутствии оснований к проведению процессуальной проверки), принятии мер прокурорского реагирования и т.д. При этом заявители полагают, что следственные органы Следственного комитета наделены такими же надзорными функциями, что и прокурор.

Из числа поступивших 480 обращений (АППГ – 341) направлено по принадлежности в другие ведомства, поскольку в них не содержалось вопросов, относящихся к компетенции Следственного комитета Российской Федерации.

Незначительно увеличилось количество обращений, направленных на разрешение в органы прокуратуры 216 (АППГ – 252).

Практически на том же уровне, в сравнении с АППГ, поступают обращения граждан в форме электронного документа в «Интернет-приемную» следственного управления. Подача обращений посредством сети Интернет приобретает все большую популярность среди населения за счет своей доступности и простоты, а также существенно упрощает реализацию права на обращение в государственные органы, поскольку, таким образом, заявление можно подать в любое время суток, а также без дополнительных временных и финансовых затрат.

Так, 218 обращений анализируемой категории направлены в форме электронного документа, что составляет около 12 % от общего количества поступивших обращений.

На личном приеме в следственном управлении в первом полугодии 2017 года принято 1206 граждан, что на  41 % больше, чем за АППГ (854).

Руководителями следственных органов принято 370 граждан, что на    53 % больше  показателей АППГ (241).

Заместителями руководителя следственного органа принято 124 гражданина, что выше в сравнении с показателями АППГ (45) на  175 %.