Анализ работы по рассмотрению обращений граждан в следственном управлении за 2016 год


Во исполнение п. 4 приказа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19.09.2007 № 17 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» проведен анализ работы по рассмотрению обращений граждан в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан (далее – следственное управление) за 2016 год.

Всего в следственном управлении в 2016 году рассмотрено 3918  обращений, за аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 3720 обращений. Произошел рост количества рассмотренных обращений, который составил 5 %, что свидетельствует о сохранении тенденции увеличения количества рассмотренных обращений в следственных органах Следственного комитета.

При этом необходимо отметить, что существенное влияние на них оказывают распространенные в последние годы случаи обращений граждан по одним и тем же вопросам, а также направления одним заявителем множества жалоб однотипного содержания.

В анализируемый период на 9 % выросло число разрешенных по существу обращений. Так, по существу разрешено (без дубликатов) 2188     обращений, что составило 55 % числа рассмотренных  (АППГ – 1999 или 54%).

Поступающие в следственное управление обращения рассматриваются в установленном законом порядке. В ходе рассмотрения обращений у заявителей отбираются объяснения. Доводы, изложенные в них, проверяются с изучением материалов уголовных дел и доследственных проверок.

Из числа разрешенных в следственном управлении в 2016 году обращений удовлетворено (без дубликатов) 29, что составляет  1,4  % (АППГ – 21  или 1 %). Отклонено (без дубликатов) 313 обращений, что составляет  21 % (АППГ – 426 или 21 %). Изложенное свидетельствует, что доля  отклоненных и удовлетворенных обращений, как и в предыдущие годы, остается стабильной.

 Рассмотрено 100 или 4,5 % (АППГ – 109 или 5%) жалоб в порядке ст.124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных отделов при приёме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях – 58 или 58 % (АППГ - 30 или 27 %), на стадии предварительного следствия –  42 или 42 % (АППГ -  79 или 73%).

В 2016 году сохранилась тенденция к поступлению обращений в Следственный комитет за защитой их прав и интересов  по вопросам, не относящимся к его компетенции.

Как правило, в таких случаях граждане, обращаясь в следственное управление, обжалуют решения, принятые должностными лицами органов внутренних дел и прокуратуры, просят возбудить уголовное дело по признакам преступления, отнесенного к подследственности иного следственного органа, выражают несогласие с действиями судебных приставов. Нередко в обращениях содержатся просьбы о проведении проверок по фактам нарушений федерального законодательства (при отсутствии оснований к проведению процессуальной проверки), принятии мер прокурорского реагирования и т.д. При этом заявители полагают, что следственные органы Следственного комитета наделены такими же надзорными функциями, что и прокурор.

Из числа поступивших 698 обращений (АППГ – 690) направлено по принадлежности в другие ведомства, поскольку в них не содержалось вопросов, относящихся к компетенции Следственного комитета Российской Федерации.

Незначительно увеличилось количество обращений, направленных на разрешение в органы прокуратуры 450 (АППГ – 444).

Практически на том же уровне, в сравнении с АППГ, поступают обращения граждан в форме электронного документа в «Интернет-приемную» следственного управления. Подача обращений посредством сети Интернет приобретает все большую популярность среди населения за счет своей доступности и простоты, а также существенно упрощает реализацию права на обращение в государственные органы, поскольку таким образом заявление можно подать в любое время суток, а также без дополнительных временных и финансовых затрат.

Так, 228 обращений анализируемой категории направлены в форме электронного документа, что составляет более 7 % от общего количества поступивших обращений.

В соответствии с приказом Следственного комитета Российской Федерации от 21.01.2011 № 13 «О совершенствовании приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации» за анализируемый период от граждан в приемную Председателя Следственного комитета Российской Федерации, организованную  в следственном управлении поступило 4 обращения (АППГ – 6).

На личном приеме в следственном управлении в 2016 году принято 1809 граждан, что на  3 % больше, чем за АППГ (1773).

Руководителями следственных органов принят  471 гражданин, что на    13 % больше  показателей АППГ (264).

Заместителями руководителя следственного органа принято 154 гражданина, что выше в сравнении с показателями АППГ (138) на  11 %.